Телефон
+7 496 442-82-95
Московская область, г. Воскресенск,
ул. Советская д. 8
Версия для слабовидящих

Сложившееся за последние годы антикоррупционное законодательство и практика его применения отвечают мировым стандартам. Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости – изолировать от общества коррупционеров. В общем, работы здесь очень и очень много. Двигаться нужно только вперед. 
 
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. 
 
 СИСТЕМА РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В России центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения отводится органам прокуратуры.  Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции. В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции                 в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур на уровне субъектов Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (СППК).  В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.  Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Работники СППК как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя. Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.
 
 
На фото: коллектив управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (январь 2018 г.). В центре – первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Буксман А.Э.
 
В состав управления входят старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.  Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа. 
 
 Схема функционирования специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции 

 функции 
Согласование служебных проверок и привлечения к ответственности
назначение  и увольнение
Оперативное руководство
функции  функции  функции
 
Генеральный прокурор Российской Федерации
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
 
Начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
 
Организационноаналитический отдел
 
Отдел по надзору за уголовнопроцессуальной и оперативнорозыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров  в рассмотрении уголовных дел судами
 
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства
 
Старший прокурор управления
 
Контроль за работой нижестоя- щих прокуроров
Контроль за работой нижестоя- щих прокуроров
Надзор за исполнением антикоррупционного законодательства
Надзор за ОРД, расследованием уголовных дел, поддержание обвинения в суде
Вопросы кадров и  формирования подразделений
Международное сотрудничество
Аналитическая работа
Контроль за работой нижестоящих  прокуроров
Прямой надзор
Специализированные подразделения  по противодействию коррупции  в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры
Старшие прокуроры в округах
Отдел делопроизводства
  Основные задачи и функции специализированных подразделений  органов прокуратуры по противодействию коррупции (СППК)
 
Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающего эффективное противодействие коррупционным проявлениям. В этих целях СППК выполняются задачи по обеспечению: прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции; своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий; прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативнорозыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности);  привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений; защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах полномочий, предоставленных законодательством; возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями. В соответствии с поставленными задачами СППК осуществляют следующие функции:  надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти,  органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами;  надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;  антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;  координация деятельности правоохранительных органов по борьбе                   с преступлениями коррупционной направленности;  надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений
 8 правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;  поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;  обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;  возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц;  мониторинг и анализ исполнения законодательства                                                 о противодействии коррупции, выработка предложений по его совершенствованию;  участие в международном сотрудничестве в области борьбы                          с коррупцией с международными организациями и антикоррупционными структурами других государств;  деятельность по возврату из-за рубежа активов, полученных                        в результате совершения коррупционных правонарушений;  работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции;  работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения                                 к проявлениям коррупции.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ  В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
 
1. Надзор за исполнением федерального законодательства                                 о противодействии коррупции
 
За период функционирования в органах прокуратуры специализированных подразделений (с 2007 г. по 2017 г.) выявлено свыше 3 млн. нарушений законодательства о противодействии коррупции.    В основном прокурорами выявляются нарушения, связанные                                 с неисполнением чиновниками обязанностей, несоблюдением ими запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством.  К ним относятся, в частности: непринятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; непредставление или представление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдение требований закона о контроле за расходами. Множество устанавливаемых прокурорами фактов коррупционных нарушений допускается при осуществлении государственных                                         и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами                               и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг.
 
В 2017 году наибольшее количество нарушений антикоррупционного законодательства выявлено в следующих сферах:
 
44%
5%4%3%
39%
2%1%
1%
1%
0,20%
0,07%
о госуд. и муниц. службе (108013) об осуществлении гос. и мун. закупок (11974) о распоряжении гос. и мун. собственностью (9313) о распоряжении бюджетными средствами (6550) о предоставлении гос. и мун. услуг (4560) об осуществлении гос. и мун. контроля (2785) об образовании (2639) о ЖКХ (1626) о социальной защите (454) об оборонно-промышленном комплексе (176) иные (97545)
 
 Результаты работы СППК за последние три года:
 
Показатели работы 2015 г. 2016 г. 2017 г. Выявлено нарушений законов о противодействии коррупции 386 073 325 647 245 635 В том числе незаконных правовых актов 59 178 46 063 34 822 Принесено протестов 57 803 44 838 33 997 Направлено исков (заявлений) в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд 15 018 10 243 6 110 Внесено представлений 79 096 67 729 58 511 По представлению прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответственности 85 331 72 677 64 970 По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности 13 945 9 183 6 855 По материалам органов прокуратуры следственными органами возбуждено уголовных дел 4 020 3 792 3 367
 
Сведения о количестве выявленных органами прокуратуры  нарушений антикоррупционного законодательства в динамике: 
 
Проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции проводятся прокурорами на постоянной основе, что имеет серьезный профилактический потенциал и приводит к постепенному снижению общего количества выявленных нарушений. Также это связано с усилением информационного взаимодействия, повышением эффективности принимаемых мер, в том числе организационного характера, нацеливающих прокуроров на выявление и пресечение наиболее существенных, общественно опасных коррупционных деяний. 
 11 Одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации продолжает оставаться сфера надзора за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих, работников организаций государственного сектора полученным ими доходам. С момента предоставления соответствующих полномочий Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в суды предъявлено 76 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества, в отношении которых чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Это транспортные средства, земельные участки, жилые и нежилые помещения. Общая стоимость такого имущества превысила 12 млрд. руб.  За указанный период судами удовлетворено 46 исковых заявлений на совокупную стоимость имущества в размере, превышающем 11 млрд. руб.  В 2017 году почти в четыре раза (с 34,1 млн. рублей до 134,8 млн. рублей) возросла совокупная стоимость реально обращенного в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений о его приобретении на законные доходы. 
 
Результаты работы СППК в сфере надзора за исполнением законодательства о контроле за расходами чиновников, в динамике:
Показатели работы 2014-2015 гг. 2016 г. 2017 г. Инициировано процедур осуществления контроля 257 361 462 Направлено исков в суд 12 29 35 На сумму 2,8 млрд.  руб. 378,7 млн. руб. 9,7 млрд. руб. Удовлетворено исков
 5 15 26 На сумму 54,3 млн. руб. 1,9 млрд. руб. 9,2 млрд. руб.
 
Например, в 2017 году вступило в законную силу решение суда по иску Генеральной прокуратуры Российской Федерации об обращении в доход государства имущества бывшего заместителя руководителя Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу общей стоимостью более 120 млн. рублей, в том числе объектов недвижимости, автотранспортных средств, предметов роскоши и наличных денежных средств. В отношении этого дорогостоящего имущества чиновником не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
 12 В ноябре 2017 г. судом удовлетворено исковое заявление прокурора города Омска об обращении в доход государства находящихся в                          г. Дюссельдорфе (Германия) квартиры с машиноместом в подземном паркинге, принадлежащих бывшему депутату Омского городского Совета и его супруге. Стоимость этой недвижимости составляет более 600 тыс. евро, что превышает общий доход семьи за последних три года, предшествующих сделке. Решение суда вступило в законную силу, в качестве обеспечительной меры по заявлению прокурора на объект недвижимости наложен арест. Принимаются меры к исполнению судебного решения (получен исполнительный лист). В Республике Башкортостан суд удовлетворил иск прокурора об изъятии в доход государства незаконно нажитого имущества бывшего сотрудника органов внутренних дел и его супруги, общая стоимость которого превысила   18 млн. руб. Судебное решение вступило в законную силу. Установлено, что в течение 2013–2015 гг. они приобрели три квартиры, жилой дом, три земельных участка, автомобили, а также построили коттедж  площадью 200 кв.м. При этом официальный годовой доход семьи составлял около 1,5 млн. руб. В целях уклонения от процедуры контроля за расходами госслужащий умышленно указал в справках о доходах недостоверные сведения и впоследствии был уволен из органов в связи с утратой доверия.
 
Эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение к административной ответственности должностных и юридических лиц за коррупционные правонарушения.
За период функционирования в органах прокуратуры специализированных подразделений (с 2007 по 2017 г.) свыше 89 тыс. лиц по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений коррупционной направленности. 
 
Только в 2017 году по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 6,8 тыс. лиц, совершивших правонарушения коррупционной направленности.  При этом суммы наложенных штрафов являются достаточно  внушительными – в целом за все административные правонарушения с коррупционной составляющей наложено штрафов на общую сумму более        1,3 млрд. руб., что на четверть больше, чем в 2016 году.  Подавляющее большинство – это административные правонарушения, связанные с незаконным трудоустройством бывших государственных или муниципальных служащих в коммерческие и иные организации после их увольнения с государственной службы (статья 19.29 КоАП РФ). Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлен особый порядок приема на работу лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы и закреплен ряд ограничений при заключении ими трудового или гражданско-правового договора.
 Так, гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, в течение двух лет после увольнения со службы вправе трудоустроиться в организацию или выполнять в этой организации работы (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, если в его должностные (служебные) обязанности входили функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. В свою очередь на работодателя возложена обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с указанной категорией лиц по последнему месту их службы.
 
Результаты работы прокуроров по привлечению                                             к административной ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предусмотренные ст. 19.29 КоАП РФ, в динамике:
Показатели работы  2015 г. 2016 г. 2017 г. Вынесено постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях 3 680 4 443 4 737 По постановлению прокурора привлечено лиц к адм.отв. 3 410 4 122 4 466 Сумма наложенных штрафов 135 млн. руб. 226.7 млн. руб. 180.2 млн. руб. Сумма взысканных штрафов 86 млн. руб. 176 млн. руб. 126 млн. руб. Например, по вынесенным Генеральной прокуратурой Российской Федерации постановлениям о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, за нарушения требований антикоррупционного законодательства при заключении трудового договора с бывшим заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации привлечены к административной ответственности акционерное общество и его генеральный директор. Назначенные им штрафы, соответственно, в размере 200 тыс. и 20 тыс. рублей поступили в федеральный бюджет. 
Достаточно распространены административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Этой нормой закона установлена ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица незаконного вознаграждения должностному лицу за совершение в интересах данного юридического лиц действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением.
 
 Результаты работы прокуроров по привлечению к административной ответственности юридических лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предусмотренные ст. 19.28 КоАП РФ,                  в динамике:  
Показатели работы – ст. 19.28 КоАП РФ 2015 г. 2016 г. 2017 г. Вынесено постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях 407 479 503 По постановлению прокурора привлечено лиц к адм.отв. 356 427 464 Сумма наложенных штрафов 611 млн. руб. 654 млн. руб. 950.8 млн. руб. Сумма взысканных штрафов 79 млн. руб. 142.9 млн. руб. 219.5 млн. руб.
Например, органами прокуратуры Тюменской области установлено, что представителем, действующим по доверенности общества с ограниченной ответственностью, заместителю директора регионального отделения крупного российского банка предложено денежное вознаграждение в размере 21 млн. руб. за принятие заведомо незаконного решения об одобрении заявки на получение кредита на сумму 350 млн. руб. По данному факту в отношении юридического лица прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения судом ему назначено наказание в виде штрафа размере 100 млн. рублей. В соответствии с требованиями федерального законодательства не допускается участие в государственных и муниципальных закупках тех юридических лиц, которые в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке были привлечены к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. В целях реализации данной нормы закона Генеральной прокуратурой Российской Федерации сформирован и ведется реестр таких юридических лиц, который находится в открытом доступе на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По состоянию на начало 2018 года реестр содержит сведения о более чем 1 300 юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ. Работа органов прокуратуры Российской Федерации по выявлению административных правонарушений коррупционной направленности и привлечению виновных лиц к административной ответственности продолжает совершенствоваться. Так, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации и директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации подписан межведомственный приказ от 06.04.2017      
  № 247/58/203/200. Этим приказом утверждено Положение о порядке информационного взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности при выявлении признаков правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ. 
 
Все чаще по инициативе прокуроров за коррупционные правонарушения чиновников увольняют со службы в связи с утратой доверия. Только в 2017 году в результате прокурорского вмешательства                1 251 лицо уволено в связи с утратой доверия, что более чем в три раза превышает показатели 2016 года. Например, по представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Министром образования и науки Российской Федерации в связи с утратой доверия уволен президент Федерального государственного образовательного учреждении высшего образования «Петрозаводский государственный университет», который в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представил сведения о принадлежащих ему на праве собственности объектах недвижимого имущества, а также доходах от их продажи. По результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, внесенного руководителю Федерального агентства связи, уволен в связи утратой доверия генеральный директор ФГУП «Российские сети вещания и оповещения», скрывший сведения о наличии            у него в собственности объектов недвижимости в Соединенных Штатах Америки, а также иностранных счетов и финансовых обязательств по договору займа.  Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов Отдельное внимание органами прокуратуры Российской Федерации уделяется проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которая имеет значительный потенциал по устранению почвы для коррупционных проявлений.  В ходе проводимой прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативные правовые акты и их проекты изучаются на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. 
         В 2017 году прокурорами изучено 1,8 млн. нормативных правовых актов и их проектов, в которых выявлено более 90 тыс. коррупциогенных факторов. В результате прокурорского вмешательства из более чем 65 тыс. нормативных правовых актов и их проектов исключено свыше 82 тыс. коррупциогенных факторов. Как и прежде, подавляющее большинство коррупциогенных факторов содержалось в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.  
 В рамках проводимой работы органы прокуратуры Российской Федерации находят новые способы по расширению данной деятельности. В частности, привлекаются независимые эксперты, осуществляется сотрудничество с крупными научными и образовательными учреждениями страны.
 
Сведения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в динамике:
Показатели работы 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изучено НПА и их проектов на наличие коррупциогенных факторов 1 679 956 1 830 044 1 843 630 Выявлено НПА, содержащих коррупциогенные факторы
 69 543 74 324 71 029
выявлено коррупциогенных факторов 88 901 96 780 90 111 в целях исключения из НПА коррупциогенных факторов
 внесено требований
 4 495 3 618
 
 3 803 принесено протестов 39 326 43 309 40 739 направлено исков (заявлений) в суд 465 200 150 внесено преставлений 1 227 1 367 1 008 направлено информаций 23 836 24 140 23 703 Количество НПА и их проектов, из которых коррупциогенные факторы исключены в результате вмешательства органов прокуратуры 63 077 69 026
 65 503
 
С учетом правозащитной функции прокуратуры особое внимание уделяется исключению коррупциогенных факторов из актов, которыми затрагиваются права граждан, интересы общества и государства, а также регулируются общественные отношения в наиболее значимых сферах. В их число входят вопросы в области защиты прав граждан в сфере здравоохранения, образования, реализации жилищных прав, прав на получение социальных льгот, жилищно-коммунальных услуг, защиты прав детей-сирот,  пенсионеров и инвалидов, поддержки предпринимательства, распределения и расходования бюджетных средств, использования природных и земельных ресурсов, обеспечения промышленной безопасности и ряд других.  Например, в утвержденном Минобрнауки России Положении о психолого-медико-педагогической комиссии выявлены коррупциогенные факторы, которые могли привести к нарушению прав детей-инвалидов и детей, имеющих особенности в развитии. Так, в Положении не был определен порядок работы комиссии, отсутствовал перечень сведений, которые могли быть запрошены комиссией у государственных органов, организаций и граждан, а также основания для этого. Не предусмотрены срок, в течение которого должно
  быть проведено обследование ребенка, критерии и условия принятия решения об обследовании детей по месту их проживания или обучения. Это предоставляло должностным лицам возможность необоснованно устанавливать исключения из общего порядка.  Генеральной прокуратурой выявлены коррупциогенные факторы в приказе Минэкономразвития России, которым утверждался классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В частности, приказом разрешалось размещение в жилой зоне тех объектов капитального строительства, которые связаны с удовлетворением повседневных потребностей жителей и не причиняют им существенного неудобства. Между тем чиновники забыли раскрыть в классификаторе понятия «повседневные потребности жителей» и «существенное неудобство жителей». Это позволяло им произвольно определять возможность размещения на земельных участках любых объектов различного назначения. К примеру, приказом допускалось размещать очистные сооружения, площадки для празднеств и гуляний,  рынки и базары, места общественного питания. Эти объекты можно признать как связанными с удовлетворением повседневных потребностей жителей, так и причиняющими существенное неудобство жителям.  В ходе антикоррупционной экспертизы установлено, что в Административном регламенте Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению водных объектов в пользование не был установлен предельный срок, в течение которого следует провести аукцион по приобретению права на заключение договора водопользования. Тем самым создавались условия для возможного нарушения прав предпринимателей, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность с объектами водопользования (пруды, озера), путем затягивания сроков по заключению договоров аренды. Генпрокуратурой выявлены коррупциогенные факторы, содержащиеся в утвержденных приказом Ростехнадзора Требованиях к проведению квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности. Содержащиеся в них нормы предоставляли должностным лицам Ростехнадзора широкие возможности для усмотрения при проведении квалификационного экзамена, оценки правильности ответов, опубликовании результатов экзамена (этапов экзамена), исчислении сроков для подачи заявителями жалоб и при их рассмотрении.  Аналогичные нарушения выявлены при издании Минэкономразвития России нормативного правового акта, регулирующего вопросы проведения и сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности.  Все перечисленные акты затрагивают права десятков тысяч граждан в соответствующих сферах, не говоря уже о других негативных последствиях, которые могла повлечь возможность коррупционного поведения. Во всех случаях Генеральной прокуратурой Российской Федерации внесены требования об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, которые рассмотрены и удовлетворены. Федеральными органами исполнительной власти принимаются
  меры по подготовке изменений, исключающих нормы коррупционного характера.  Эта работа ведется и в регионах страны.  Например, благодаря вмешательству прокуратуры Кировской области было предотвращено нарушение прав инвалидов путем исключения коррупциогенного фактора из проекта постановления Правительства Кировской области, утверждающего порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В частности, не были конкретизированы некоторые документы, необходимые для получения указанной субсидии. В ряде муниципальных образований Самарской области местными властями устанавливались не просто завышенные и обременительные требования для граждан, желающих получить справку о составе семьи. В перечень документов, необходимых для предоставления этой муниципальной услуги, было включено решение суда об усыновлении, с отметкой о вступлении в законную силу. То есть граждан понуждали раскрывать тайну усыновления под условием, в противном случае, отказа в предоставлении справки. Органами прокуратуры Самарской области в целях защиты конституционных прав граждан принят комплекс мер реагирования, нарушения законодательства устранены. По протесту органов прокуратуры Республики Бурятия внесены изменения в утвержденный постановлением районной администрации Порядок оказания единовременной денежной выплаты (материальной помощи) гражданам, имеющим детей школьного возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации. Этим нормативным правовым актом не был установлен порядок рассмотрения комиссией заявлений об оказании материальной помощи, отсутствовали сроки рассмотрения их заявлений, основания отказа в предоставлении помощи, порядок обжалования принятых комиссией решений. Это предоставляло должностным лицам возможность коррупционного поведения и злоупотребления властными полномочиями.  Прокуратурой Алтайского края установлено, что в Порядке обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, продуктами лечебного питания при оказании адресной помощи больным детям за счет средств краевого бюджета отсутствовали основания принятия решений об отказе в закупке указанных товаров. После прокурорского вмешательства данный коррупциогенный фактор устранен. И таких примеров множество.
 
 2. Надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью. Координация деятельности правоохранительных органов. Участие в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности
Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры Российской Федерации реализуют функции координатора в борьбе с коррупционной преступностью. По инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации регулярно проводятся заседания Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по вопросам состояния и организации работы правоохранительных органов Российской Федерации по выполнению мероприятий Национального плана противодействия коррупции, на которых значительное внимание уделяется не только вопросам борьбы с преступлениями, но и профилактике коррупции. Центральными темами обсуждения являются проблемы возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, исполнения судебных решений по уголовным делам, декриминализации наиболее коррупционноемких сфер, устранения нарушений, допускаемых правоохранительными органами при производстве оперативно-розыскных мероприятий и расследовании уголовных дел; международное сотрудничество, в том числе в части возврата активов, выведенных за рубеж.  Эта работа проводится и в регионах Российской Федерации. Всего в       2017 году в России состоялось 2 913 координационных совещаний руководителей правоохранительных органов по вопросам противодействия коррупции.  В последние годы успешно зарекомендовала себя такая форма координационной деятельности, как создание специальных межведомственных рабочих групп по противодействию коррупции из числа представителей правоохранительных и контролирующих органов, направляемых в отдельные регионы. Членами этих рабочих групп на постоянной основе производится обмен информацией, организуются совместные проверки.  Проблемы противодействия коррупционной преступности регулярно рассматриваются на заседаниях созданной на федеральном уровне межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции под руководством первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, включающей представителей 16 ведомств. В рамках заседаний рабочей группы обсуждались, в частности, антикоррупционные аспекты амнистии капиталов, возвращающихся в Россию, проблемы применения института конфликта интересов, взыскания незаконно полученного имущества, оформленного на третьих лиц, проблемы межведомственного взаимодействия по вопросам возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений, актуальные вопросы профилактики коррупции, предупреждения и пресечения «откатов»,
 выявления и устранения коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Аналогичные межведомственные группы на региональном и районном уровнях действуют во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время по всей стране функционирует 2 900 таких межведомственных рабочих групп.  Кроме того, прокурорами активно используются такие формы координации деятельности правоохранительных органов, как проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих коррупции, и издание межведомственных организационно-распорядительных документов в сфере борьбы с коррупционной преступностью. В 2017 году в Российской Федерации зарегистрировано более                                      2 млн. преступлений, из них 29 634 (1,4 %) составили преступления коррупционной направленности. В сравнении с 2016 годом их число сократилось на 10 %.

                      Динамика числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации за период 2012–2017 гг. свидетельствует об эффективности принимаемых профилактических мер, которые с учетом совершенствующегося антикоррупционного законодательства реализуются все более масштабно.
 
Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупционных преступлений из года в год составляет примерно десятую часть от суммы ущерба, причиняемого всеми видами преступлений в целом по России. Актуальность проблемы возмещения ущерба, особенно с учетом непростой экономической ситуации в стране, пока не снижается. Действуя, в первую очередь, в защиту интересов общества и государства, органы прокуратуры во взаимодействии с правоохранительными органами, добиваются
 21 решения задач по минимизации и ликвидации последствий коррупционных проявлений.  Так, преступлениями коррупционной направленности в 2017 году причинен ущерб на сумму почти 40 миллиардов рублей. Однако десятая часть ее погашена в ходе предварительного следствия в добровольном порядке, ещё более половины этой суммы изъято или арестовано органами предварительного следствия. Эти меры в дальнейшем позволят возместить значительную долю причиненного коррупционными преступлениями ущерба. В декабре 2017 г. состоялось заседание Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, на котором обсуждены проблемы возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, исполнения судебных решений по уголовным делам, борьбы с «откатами», возврата из-за рубежа выведенных активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений. По итогам Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с коллегами из МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, ФССП России, Росфинмониторинга и других государственных органов выработан комплекс дополнительных мер по противодействию коррупции. Приоритетным направлением борьбы с коррупцией продолжает оставаться пресечение наиболее опасных коррупционных проявлений – фактов взяточничества. Одним из индикаторов качества работы правоохранительных органов является уровень должностных лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Так, в 2017 году в суд направлены резонансные уголовные дела по обвинению высокопоставленных чиновников: губернатора Сахалинской области Хорошавина А.В. в получении взяток на сумму 522 млн. рублей и легализации преступных доходов, губернатора Кировской области Белых Н.Ю. в получении взяток на сумму 600 тыс. евро, главы Республики Коми        Гайзера В.М. в хищении более 3,4 млрд. рублей, получении взяток в размере более 198 млн. рублей и легализации полученного преступным путем имущества на сумму более 988 млн. рублей, Министра экономического развития Российской Федерации Улюкаева А.В. в получении взятки в размере  2 млн. долларов США и др. В 2017 году состоялся и вступил в законную силу обвинительный приговор суда в отношении бывшего директора ФСИН России Реймера А.А. и его подчиненных. Они признаны виновными в совершении коррупционного преступления – мошенничества в особо крупном размере, в составе организованной группы, с использованием служебного положения. В суде доказано хищение ими денежных средств в размере свыше 1,2 млрд. руб., выделенных из федерального бюджета на изготовление электронных браслетов для подконтрольных лиц. Все участники преступления приговорены к длительным срокам лишения свободы. 
 Всего в 2017 году за совершение коррупционных преступлений осуждено более 12 тыс. человек. За указанное время обвинительные приговоры по коррупционным делам вынесены в отношении 1,3 тыс. должностных лиц правоохранительных органов, 108 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также 871 должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления, большинство из которых – главы муниципальных образований и местных администраций.
Сведения об участии прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в динамике:
 
На постоянной основе прокурорами проводится анализ работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, вырабатываются меры, направленные на повышение эффективности их деятельности по пресечению, выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности; обеспечивается взаимное информирование, планирование и проведение совместных действий по выявлению, предупреждению, раскрытию коррупционных преступлений.
 
Международное сотрудничество Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводится значительная работа в рамках международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией, в том числе по обеспечению участия Российской Федерации в обзорном механизме Конвенции ООН против коррупции, в деятельности Группы государств против коррупции (ГРЕКО), Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Межгосударственного совета по противодействию коррупции в рамках Содружества Независимых Государств (МСПК), Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО) и на других международных форумах. 
 
Генеральный прокурор  Российской Федерации Ю.Я. Чайка
 
Председатель Межгосударственного совета по противодействию коррупции (с 2017 по 2018 г.)
 
Первый заместитель  Генерального прокурора  Российской Федерации А.Э. Буксман 
руководитель российской делегации в  Группе государств против коррупции (ГРЕКО)
 
Начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции 
А.Е. Русецкий 
член Исполнительного комитета международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО) 
 
Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции – начальник организационноаналитического отдела 
А.Ш. Юсуфов 
член Бюро ГРЕКО, руководитель группы российских правительственных экспертов в механизме обзора Конвенции ООН против коррупции, национальный координатор по вопросам возврата активов, полученных в результате коррупционных преступлений 
  Центральную роль в международном антикоррупционном сотрудничестве Российская Федерация отводит Конвенции ООН против коррупции. Конвенция ООН против коррупции является первым глобальным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу. Она принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 58/4 от 31 октября 2003 г. и вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее в числе первых в декабре 2003 г. и ратифицировала 8 марта 2006 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от                18 декабря 2008 г. № 1799 Генеральная прокуратура Российской Федерации определена органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов. Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе принимают активное участие в работе Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, деятельности Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и Межправительственной рабочей группы по возвращению активов. В ходе данных мероприятий обсуждаются передовые методы противодействия коррупции, вопросы предупреждения, выявления и пресечения легализации доходов от преступлений коррупционной направленности, укрепления международного сотрудничества в принятии мер по возвращению активов.  На полях указанных заседаний обсуждается работа механизма обзора хода осуществления государствами – участниками положений Конвенции ООН против коррупции в целом, результаты проведенных оценок выполнения странами положений Конвенции ООН против коррупции. В 2013 году в отношении Российской Федерации завершен первый цикл механизма обзора выполнения глав III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество» Конвенции ООН против коррупции, по итогам которого подготовлен доклад, опубликованный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет. По оценке экспертов ООН, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют глобальным антикоррупционным стандартам. В настоящее время проводится второй цикл механизма обзора хода осуществления указанной Конвенции, посвященный мерам по предупреждению коррупции и возвращению активов.  По итогам жеребьевки в качестве обозревающих государств в отношении России определены Албания и Зимбабве. В свою очередь Россия вместе с Палестиной приступили к обзору выполнения положений Конвенции Республикой Молдова.
  По инициативе России на базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности проводятся ежегодные подготовительные курсы для контактных лиц и правительственных экспертов из различных стран мира, участвующих в механизме обзора осуществления Конвенции ООН против коррупции. Участникам курсов предоставляется возможность обменяться национальными наработками в области противодействия коррупции, а также опытом участия государств в других оценочных механизмах (ГРЕКО, ОЭСР и др.). Впервые подобное мероприятие состоялось в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в 2012 году. В нем приняли участие представители       17 стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Практика проведения подобных курсов была продолжена в 2013 и 2014 годах, при этом был существенно расширен круг участников, а также формат программы. В общей сложности за эти годы обучение прошли правительственные эксперты из более чем 50 стран мира. Мероприятия получили высокую оценку как со стороны его участников, так и со стороны представителей УНП ООН.
 
На фото: иностранные правительственные эксперты, участвующие в механизме обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции (апрель 2017 г).
 
В апреле 2017 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации проведены подготовительные курсы для правительственных экспертов из Антигуа и Барбуды, Греции, Гвинеи-Биссау, Вьетнама, Джибути, Египта, Камеруна, Кении, Лаоса, Мавритании, Мьянмы, Островов Кука, Словении, Свазиленда, Судана, Таджикистана, Танзании, Уругвая, Палестины, Федеративных Штатов Микронезии и Центральноафриканской Республики.  Кроме того, обучение прошли эксперты из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Следственного комитета
  Российской Федерации, МИДа России, Росфинмониторинга и Минтруда России. Аналогичные курсы состоялись в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в апреле 2018 года. В них приняли участие контактные лица и правительственные эксперты из Австрии, Алжира, Беларуси, Ирака, Иордании, Кыргызстана, Камбоджи, Ливана, Мальдив, Объединенных Арабских Эмиратов, Папуа – Новой Гвинеи, Туркменистана, Туниса и Хорватии.

 
На фото: иностранные правительственные эксперты, участвующие в механизме обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции (апрель 2018 г).
 
В ходе мероприятия обсуждены аспекты методологии проведения обзора хода выполнения Конвенции, осуществлен обмен практическим опытом в данной сфере. Представителями Секретариата УНП ООН впервые проведены курсы по новому расширенному формату, предусматривающему ознакомление экспертов с практикой влияния обзорного механизма на формирование антикоррупционных стратегий в государствах – участниках Конвенции.                       Генеральная прокуратура Российской Федерации в качестве головного ведомства выполняет задачи по обеспечению участия России в работе Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Российская Федерация вступила в ГРЕКО 1 февраля    2007 г. после ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. С 2009 года российскую делегацию в ГРЕКО возглавляет первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Буксман А.Э.  В состав российской делегации также входит заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Юсуфов А.Ш., который одновременно является членом Бюро ГРЕКО.
  После присоединения к ГРЕКО в отношении России проведены уже четыре раунда оценки. В рамках первого и второго раундов исследовались различные аспекты деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции. В частности, независимость этих органов, их компетенция, достаточность ресурсного и иного обеспечения, эффективность работы, вопросы обоснованности и объема предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования. Также изучались особенности национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам выявления, изъятия и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждения коррупции в системе государственного управления, ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.  Эти раунды оценки успешно завершены Россией в 2012 году. России засчитано полное выполнение 15 рекомендаций и частичное выполнение          11 рекомендаций, невыполненных рекомендаций не осталось. При этом в ГРЕКО подчеркнули, что нашей стране удалось добиться ощутимого прогресса, как в области антикоррупционной стратегии, политики, так и непосредственно в борьбе с коррупцией. Проделана масштабная работа, которая, по сути, заключалась в реформе целых направлений российского антикоррупционного законодательства в самых различных сферах деятельности. Причем к ее проведению привлекались не только заинтересованные государственные органы, но и общественные институты. Так, с учетом рекомендаций ГРЕКО принята Национальная стратегия противодействия коррупции, неоднократно корректировался Национальный план противодействия коррупции, подготовлен Типовой кодекс поведения государственных служащих. Значительное число мер осуществлено в области обеспечения независимости следственных и иных правоохранительных органов, судов, обеспечения учета мнения гражданского общества в формировании антикоррупционной политики государства. За довольно короткий срок было принято около полутора десятка новых федеральных законов, внесены изменения в три с половиной десятка существующих федеральных закона, в том числе в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации. В целях реализации законодательных новелл органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов Президента Российской Федерации.  В 2012 году в отношении Российской Федерации завершен анализ по третьему раунду оценки, посвященному вопросам криминализации преступных деяний и прозрачности финансирования политических партий. Была высказана 21 рекомендация, многие из которых предполагали существенную корректировку нашей правовой системы в уголовно-правовой сфере и законодательстве о политических партиях. В соответствии с ними был принят ряд нормативных правовых актов, а также их проектов, в том числе
  предусматривающих изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательство о политических партиях и выборах различного уровня, издано постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от       9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими органами разработано значительное количество организационно-распорядительных и инструктивных документов. В марте 2018 г. в г. Страсбурге (Франция) состоялось 79-е пленарное заседание ГРЕКО, на котором принят отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций по итогам третьего раунда оценки ГРЕКО. Согласно отчету, полностью выполненными признаны 12 рекомендаций, частично выполненными – 9, невыполненных рекомендаций не осталось. Работа по выполнению оставшихся рекомендаций ГРЕКО продолжается. В марте 2017 г. в рамках четвертого раунда оценки по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров» в Москве состоялся оценочный визит Секретариата ГРЕКО и профильных экспертов.
                     На фото: встречи оценочной группы ГРЕКО с представителями органов государственной власти и организаций, которые состоялись в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в марте 2017 г.
 
В октябре 2017 года на 77-м пленарном заседании ГРЕКО принят оценочный доклад, в котором в отношении России высказано 22 рекомендации по теме четвертого раунда. В настоящее время организовано их исполнение. Вместе с тем, согласно оценке, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют международным стандартам профилактики коррупции. В марте 2017 года ГРЕКО запущен пятый раунд оценки по теме «Предупреждение коррупции и стимулирование неподкупности в правительствах среди лиц, выполняющих высшие управленческие функции, и правоохранительных органах», однако соответствующие оценочные процедуры в отношении России еще не начались.
 Важной составляющей участия России в работе ГРЕКО является деятельность российских экспертов при проведении оценок, принятии страновых докладов и отчетов о выполнении рекомендаций. Российские эксперты проводили оценки и выступали в роли докладчиков в отношении Австрии, Андорры, Беларуси, Германии, Испании, Румынии и других государств.  Ежегодно представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают участие как в пленарных заседаниях ГРЕКО, так и в заседаниях Бюро ГРЕКО.
  Россия является полноправным членом антикоррупционной Рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок принята ОЭСР 21 ноября 1997 г., Россия присоединилась к указанной Конвенции 1 февраля 2012 г. Головным ведомством, ответственным за работу российской делегации в Рабочей группе ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц и выполнение ее рекомендаций, определено Министерство юстиции Российской Федерации. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в части компетенции проводится работа по выполнению отдельных рекомендаций Рабочей группы ОЭСР, в связи с чем принят ряд организационных внутриведомственных мер. Так, в целях выполнения рекомендаций Рабочей группы ОЭСР, касающихся обеспечения ресурсов специально для выявления, расследования и уголовного преследования подкупа иностранных должностных лиц, определения специализированных подразделений, ответственных за рассмотрение дел указанной категории, эффективного сотрудничества между прокурорами и следователями, Генеральным прокурором Российской Федерации издан ряд организационно-распорядительных документов, определяющих полномочия и обязанности по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Во исполнение рекомендаций Рабочей группы ОЭСР, касающихся обеспечения специализации в органах прокуратуры, а также регулярного обучения прокуроров специально по вопросам подкупа иностранных должностных лиц, скорректированы программы обучения Университета прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, внесены изменения в форму федерального статистического наблюдения и ведомственную статистическую отчетность в части отражения сведений о количестве преступлений, связанных с подкупом иностранных должностных лиц.
  Участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в деятельности Рабочей группы ОЭСР обеспечивается посредством направления представителя в составе делегации Российской Федерации для участия в международных мероприятиях, проводимых в рамках Рабочей группы ОЭСР, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.
 
Генеральная прокуратура Российской Федерации участвует в деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК) в рамках СНГ. Соглашение об образовании МСПК подписано             25 октября 2013 г. шестью государствами – участниками  Содружества Независимых Государств (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан). Оно вступило в силу для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которыми выполнены необходимые внутригосударственные процедуры. МСПК – это орган отраслевого сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств. В рамках своей компетенции МСПК предназначен для обеспечения организации и координации противодействия коррупции, обзора реализации обязательств государств – участников Соглашения об образовании МСПК в сфере противодействия коррупции и конструктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами. МСПК подотчетен в своей деятельности Совету глав государств Содружества Независимых Государств, и его заседания проводятся ежегодно. Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка в 2017 году избран Председателем Межгосударственного совета по противодействию коррупции сроком на 1 год. Генеральной прокуратурой Российской Федерации организовано проведение в сентябре 2017 г. в г. Казани заседания МСПК.  В рамках мероприятия, в котором приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Исполнительного комитета СНГ, представлен передовой опыт Российской Федерации в области противодействия коррупции, принят ряд решений как организационного характера, так и направленных на совершенствование правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции.
 
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе принимают участие в мероприятиях Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО), в том числе в заседаниях Исполнительного комитета МААО и на обучающих курсах.
  МААО создана в 2006 году и представляет собой неправительственную организацию. В ходе первой ежегодной Конференции и Общего собрания МААО (22–26 октября 2006 г., Пекин, Китай) утвержден Устав МААО, определяющий основные направления ее деятельности, а именно: способствование имплементации в законодательство стран положений Конвенции ООН против коррупции, оказание помощи государствам в противодействии коррупции, налаживание международного сотрудничества в данной области и обмен передовыми антикоррупционными практиками. МААО объединяет порядка 300 антикоррупционных организаций различных стран и насчитывает около 2 тыс. представителей этих организаций, которые имеют практический опыт в борьбе с коррупцией. В МААО создан Исполнительный комитет для решения организационных вопросов, членом которого c 2016 года является начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русецкий А.Е. Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает участие в проводимых МААО обучающих семинарах по вопросам противодействия коррупции.  Перспективной «площадкой» международного антикоррупционного сотрудничества является БРИКС.  БРИКС – это группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Министерство иностранных дел России ведет работу по созданию полноценного антикоррупционного формата БРИКС и его наполнению конкретным содержанием.  В 2015 году решением лидеров стран БРИКС создана Антикоррупционная рабочая группа БРИКС, в деятельности которой активное участие принимают представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В качестве основных форм деятельности Антикоррупционной рабочей группы БРИКС определены реализация совместных образовательных программ для должностных лиц по вопросам противодействия коррупции, проведение антикоррупционных семинаров и конференций, обеспечение практического взаимодействия между компетентными органами и обмена опытом, расширение использования уголовно-правовых и иных средств в сотрудничестве в целях борьбы с коррупцией и возврата активов.  В конце 2016 года в Китае состоялись 14-е заседание генеральных прокуроров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и очередная встреча руководителей прокурорских служб государств БРИКС. 
 
  Российскую делегацию возглавил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Малиновский В.В., который в своем докладе осветил опыт участия органов прокуратуры России в международном сотрудничестве по борьбе с коррупцией.    
 
На фото: в центре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Малиновский В.В. и начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации           Русецкий А.Е. (2016 г.)
 
Кроме того, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российской делегации, возглавляемой МИДом России, с 2016 года принимают участие в заседаниях Антикоррупционной рабочей группы «Группы двадцати», на которых обсуждаются такие актуальные проблемы международного сотрудничества в области противодействия коррупции, как возврат активов от коррупционной деятельности, обеспечение прозрачности бенефициарного владения юридическими лицами, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, роль бизнеса и гражданского общества в борьбе с коррупцией, международное взаимодействие по гражданским и административным делам, честность и неподкупность в государственном секторе, реализация положений антикоррупционных конвенций ООН и ОЭСР и другие. * * * На базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует национальный контактный пункт по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности.
 Генеральная прокуратура Российской Федерации является центральным органом, осуществляющим международное сотрудничество по уголовным делам. В 2017 году в компетентные органы иностранных государств направлено 77 запросов о правовой помощи по уголовным делам о коррупционных преступлениях, расследуемым правоохранительными органами Российской Федерации. Исполнено 64 российских запроса (с учетом ранее направленных). Из компетентных органов иностранных государств поступил 61 запрос о правовой помощи по уголовным делам названной категории. Российскими правоохранительными органами исполнено 40 иностранных запросов (с учетом ранее поступивших). В 2017 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено 4 запроса о выдаче из России лиц для привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности, поступивших от компетентных органов зарубежных стран (Азербайджан, Армения, Узбекистан, Украина). Из них 3 удовлетворены, по одному запросу принято решение об отказе в выдаче (Армения) в связи с наличием у лица российского гражданства.  За этот же период Генеральной прокуратурой Российской Федерации  в компетентные органы зарубежных государств направлено 53 запроса  о выдаче в Россию лиц для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение за совершение преступлений коррупционной направленности.  Благодаря усилиям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, направленным на повышение эффективности взаимодействия с компетентными органами иностранных государств, удалось добиться выдачи в Россию 13 лиц (в 2016 году – 8), обвиняемых или осужденных за преступления коррупционной направленности (Кипр, Испания, Казахстан, ФРГ, Беларусь, Украина, Азербайджан, США). В целях повышения эффективности международного сотрудничества Генеральная прокуратура Российской Федерации заключает двусторонние и межведомственные соглашения о взаимодействии с компетентными органами других государств, а также двусторонние программы сотрудничества. Договоренности, в частности, предусматривают возможность установления прямых контактов на рабочем уровне, в том числе на стадии подготовки и исполнения запросов о выдаче и правовой помощи по конкретным делам, а также обмен опытом и своевременной практикой. Большинство заключенных соглашений включают вопросы противодействия коррупции. На настоящий момент заключено свыше 70 соглашений о сотрудничестве с компетентными органами зарубежных государств. Круг этих государств постоянно расширяется. Межведомственные соглашения имеются у Генеральной прокуратуры Российской Федерации с партнерами из более чем   60 стран.
 
  Гласность в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
 
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» гласность является одним из основных принципов деятельности прокуратуры. В целях повышения общественного правосознания и правовой культуры, информирования населения о мерах прокурорского реагирования, принимаемых по фактам выявленных нарушений законодательства, и привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется активное взаимодействие со средствами массовой информации.

В марте 2016 года состоялся Первый открытый медиа-форум Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на котором в том числе были обсуждены вопросы противодействия коррупции.

В рамках этого мероприятия начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Русецкий А.Е. ответил на вопросы журналистов.
  Общее количество выступлений в средствах массовой информации по вопросам противодействия коррупции в 2017 году составило почти 126 тыс. (в 2016 году – около 118 тыс., в 2015 году – порядка 112 тыс., в 2014 году –          96 тыс.). Для этих целей также используются возможности интернет-сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, на которых размещаются материалы о деятельности в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Впервые в 2017 году управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции принято участие в реализации совместного проекта и подготовке серии репортажей в программе «Главная дорога» телеканала «НТВ», посвященных борьбе с коррупционными проявлениями в дорожно-транспортной сфере. Одновременно с активизацией работы по преданию гласности результатов антикоррупционной деятельности, существенно расширилась целевая аудитория.  В аккаунтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в социальных сетях VK.com, Facebook.com, OK.ru, Instagram.com регулярно публикуются информации в рубрике «Цифра дня». На постоянной основе актуализируется информационное наполнение специального раздела «Противодействие коррупции» на официальном интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru/anticor/).  В этом разделе размещены наиболее актуальные материалы, которые могут быть интересны широкому кругу лиц: законодательство о противодействии коррупции, методические пособия, сведения о международном сотрудничестве в данной области, информация об организуемых мероприятиях антикоррупционной направленности и многое другое. Кроме того, этот раздел предназначен для оперативного получения сообщений о коррупционных проявлениях. Все заинтересованные лица имеют возможность сообщить о ставших им известными фактах коррупционных проявлений, написав электронное обращение в подразделе «Сообщить о коррупции».  К примеру, в 2017 г. в раздел «Противодействие коррупции» поступило 31,5 тыс.  обращений граждан о возможных нарушениях законодательства в области противодействия коррупции, в 2016 году – 28,8 тыс., в 2015 году –    31,6 тыс., в 2014 г. – более 23 тыс.  В своих обращениях заявители в основном касаются вопросов о предполагаемых фактах коррупции и нарушений законодательства лицами, занимающими должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органах. Достаточно часто обжалуются принятые следственными органами процессуальные решения.
  По изложенным в публикациях доводам проводятся проверки, по результатам которых при наличии оснований принимаются меры прокурорского реагирования. Результаты этой работы регулярно освещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры в сети «Интернет». Органами прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе проводится ежедневная работа по мониторингу сообщений средств массовой информации на предмет выявления сведений о правонарушениях коррупционной направленности. По изложенным в публикациях доводам проводятся проверки, по результатам которых при наличии оснований принимаются меры прокурорского реагирования.  Например, за период 2015–2017 годов в результате работы по мониторингу сообщений СМИ управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции более чем по 100 публикациям, содержащим сведения о возможных нарушениях законодательства о противодействии коррупции, организовано проведение прокурорских проверок. В основном статьи касались предполагаемых фактов коррупции со стороны лиц, занимающих должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, правоохранительных органах; нарушения ими установленных законом запретов и ограничений; коррупционных проявлений при организации и проведении государственных и муниципальных закупок. Поручения о проведении проверок по указанным публикациям направлялись в нижестоящие прокуратуры в соответствии с территориальностью.  При этом только примерно в 20 % случаев изложенные в публикациях сведения нашли свое подтверждение, в связи с чем принимались меры прокурорского реагирования в целях устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции. Например, в августе 2017 г. в ходе мониторинга сообщений средств массовой информации установлено, что рядом СМИ опубликованы репортажи с демонстрацией видео, на котором зафиксирован факт передачи водителем легкового автомобиля взятки сотруднику ДПС ГИБДД. Событие зафиксировано 10.08.2017 в г. Чехове Московской области случайным свидетелем на видеокамеру и размещено в сети «Интернет».  Генеральной прокуратурой Российской Федерации в прокуратуру Московской области было направлено соответствующее поручение. По данному факту СО по г. Чехову ГСУ СК России по Московской области организована доследственная проверка. Личность сотрудника органа внутренних дел установлена, им оказался инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД по Чеховскому району. Выяснено, что инспектор ДПС получил взятку в размере    3 тыс. руб. за непривлечение водителя легкового автомобиля к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения. По данному факту 24.08.2017 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество), 14.09.2017 уголовное дело направлено в Чеховский городской суд для
 рассмотрения по существу. Приговором суда от 03.10.2017 инспектор ДПС признан виновным в совершении инкриминируемого деяния и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Приговор вступил в законную силу.
 
5. Антикоррупционное правовое просвещение. Значительная роль в работе органов прокуратуры уделяется профилактике коррупционных правонарушений.  В свете реализации мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147, антикоррупционное правовое просвещение продолжает оставаться одной из приоритетных задач органов прокуратуры Российской Федерации.  Эта работа проводится в строгом соответствии с Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2016–2018 годы, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 04.05.2016 № 263. С целью формирования отрицательного отношения к коррупции в органах и организациях прокуратуры осуществляется комплекс организационных, разъяснительных и иных мер профилактического характера.  Всего в 2017 году органами прокуратуры Российской Федерации проведено 44,5 тыс. мероприятий правового просвещения в сфере противодействия коррупции, в том числе совместно с общественными объединениями. В частности, прокурорами организовывались различные мероприятия правовой и антикоррупционной направленности (конференции, форумы, семинары, круглые столы, брифинги, совещания, лекции, рабочие встречи и др.).  В апреле 2017 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Правительством Москвы проведен двухдневный семинарсовещание на тему «Профилактика коррупционных правонарушений: Актуальные вопросы применения антикоррупционного законодательства и правового просвещения в сфере противодействия коррупции». 

Фото: семинар-совещание на тему «Профилактика коррупционных правонарушений: Актуальные вопросы применения антикоррупционного законодательства и правового просвещения в сфере противодействия коррупции» (г. Москва, апрель 2017 г.).
 
Обучение прошли руководители кадровых подразделений федеральных органов исполнительной власти, организаций, созданных для выполнения поставленных перед ними и Правительством Российской Федерации задач, а также органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации. Его проведение было обусловлено достаточно динамичным развитием антикоррупционного законодательства, что порождало необходимость оперативного формирования единой практики его применения кадровыми подразделениями органов власти и организаций на территории Российской Федерации. Сборник материалов по итогам семинара-совещания размещен на интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Данный опыт воспринят прокуратурами субъектов Российской Федерации. Так, прокуратурой Архангельской области в Правительстве области проведен семинар-совещание по вопросу организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений с сотрудниками кадровых подразделений областных органов исполнительной власти. Прокурорскими работниками традиционно принималось участие в проведении мероприятий правовой антикоррупционной направленности с государственными и муниципальными служащими, руководителями учреждений, учащимися, организовывались встречи с трудовыми коллективами организаций в сфере образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.  Также представителями органов прокуратуры на постоянной основе принималось участие в обучающих программах разъяснительного и просветительского характера в области противодействия коррупции, проводимых на базе ведущих ВУЗов, научно-образовательных учреждений страны и федеральных органов власти, а также в средних общеобразовательных школах. Например, в 2017 году прокурорами принято участие в тематических конференциях, семинарах-совещаниях и учебных занятиях, организованных Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной
  налоговой службой, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Госкорпорацией «Росатом».  Прочитаны лекции на курсах повышения квалификации государственных гражданских служащих, проведенных Московским государственным институтом международных отношений МИД России (МГИМО) и Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина (МГЮА).  Проведены учебные занятия в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также в Московском институте новых информационных технологий ФСБ России. На постоянной основе принимается участие в проведении лекционных и семинарских занятий со слушателями Университета прокуратуры Российской Федерации.  Запланировано проведение обучающих лекционных занятий на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московского финансово-юридического университета, Российского государственного университета правосудия. В практике органов прокуратуры широко применяется разработка                        и издание печатных материалов по вопросам повышения уровня правосознания граждан: буклетов, брошюр, памяток, листовок, методических пособий                          и информационно-справочных документов.  Указанные материалы распространялись в ходе выступлений в трудовых коллективах и учебных заведениях,
размещались в средствах массовой информации и на официальных сайтах прокуратур субъектов Российской Федерации. К примеру, в 2017 году с целью распространения на научно-практических и иных мероприятиях (в том числе международного характера) Генеральной прокуратурой Российской Федерации издан буклет «Участие органов прокуратуры России в противодействии коррупции» на русском и                       английском языках.
 
Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработаны видео-презентации, памятки и тематические брошюры об ответственности за коррупцию, урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, исполнении законодательства о контроле за расходами чиновников и ряд других. 
Указанные материалы подготовлены на русском и английском языках и размещены на официальном интернетсайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разделе «Противодействие коррупции». В регионах осуществлялась разработка короткометражных видеороликов, разъясняющих законодательство о противодействии коррупции, впоследствии транслируемых в общественных местах. В области антикоррупционного просвещения положительно зарекомендовало себя размещение социальной рекламы на транспорте и информационно-рекламных конструкциях в общественных местах. Органами прокуратуры применялись новые формы и методы антикоррупционного правового просвещения, нацеленные на привлечение населения, прежде всего, молодежи, к вопросам противодействия коррупции. В частности, проводились интеллектуальные игры (Республика Коми, Вологодская область), правовые викторины (Мурманская область), творческие конкурсы (Республика Крым, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новгородская, Пензенская, Саратовская, Тульская области и др.). Работы участников конкурса тематического детского рисунка, организованного прокуратурой Владимирской области, использованы при изготовлении календарей. В 2017 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации впервые проведен конкурс на лучшую антикоррупционную социальную рекламу «Прокуратура против коррупции», соорганизатором которого выступил Межрегиональный общественный фонд содействия реализации программ, направленных на поддержку молодежи «Мир молодежи».  Он прошел в рамках VIII Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд». В нем приняли участие молодые люди практически из всех субъектов Российской Федерации. За период проведения конкурса в оргкомитет поступило более 3 тысяч материалов, посвященных борьбе с коррупцией, по двум номинациям: социальные плакаты и видеоролики.  
 
Конкурсные работы размещались в том числе на международных площадках: в рамках выставки антикоррупционных достижений Российской Федерации, которая состоялась в г. Вене (Австрия) во время проведения седьмой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, а также в г. Страсбурге (Франция) в рамках выставки «Россия против коррупции», организованной российской делегацией в Совете 
 
Для возможного использования в качестве социальной рекламы                          в субъектах Российской Федерации все работы участников конкурса размещены на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в разделе «Противодействие коррупции». В работе по правовому просвещению населения активно использовался потенциал средств массовой информации. Всего в 2017 году в СМИ опубликовано почти 126 тыс. выступлений прокурорских работников по вопросам противодействия коррупции (в 2016 г. – около 118 тыс.). Распространена практика ведения «прямых линий» совместно с представителями общественности (Ставропольский край, Астраханская, Тамбовская области и др.), а также проведения открытых форумов (Тульская область).
 
В практику работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации введены изучение и оценка общественного мнения, потребностей и проблем общества в сфере противодействия коррупционным проявлениям.  Так, в 2017 году подведены итоги организованного на официальном интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации масштабного интерактивного анонимного опроса населения на антикоррупционную тематику. Полученные результаты стали основой для выработки дополнительных мер в сфере профилактики правонарушений коррупционной направленности и совершенствования деятельности органов прокуратуры по борьбе с коррупцией.  Принимая во внимание высокую социальную значимость проводимой работы, реализация мероприятий по антикоррупционному правовому просвещению продолжает осуществляться на системной основе.  Проведение подобных мероприятий сможет привлечь внимание общественности к вопросам противодействия коррупции и роли государственных органов, прежде всего прокуратуры, в этой сфере

Задать вопрос

Имя *
E-mail *
Ваш вопрос *
Нажимая «Отправить», я подтверждаю свою дееспособность и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с соглашением.